Катастрофа под Розуэллом 50 лет спустя
Альманах <Космический век>
Владимир ВАСИЛЬЕВ
Институт США и Канады РАН
Катастрофа под Розуэллом 50 лет спустя:
позиция официального Вашингтона
В июле 1947 г. над территорией США, штат Нью-Мексико, в местечке
Корона (примерно в 130 километрах на северозапад от города Ро-
зуэлла) произошло событие, имеющее всемирно-историческое значе-
ние для всего человечества - крушение неопознанного летающего
объекта (НЛО) с экипажем инопланетян на борту. Так по крайней ме-
ре утверждает легенда о <происшествии в Розуэлле>, прочно полу-
чившая <права гражданства> в американской уфологии к концу теку-
щего столетия.
О бурных событиях в начале июля 1947 г. в Розуэлле и его окрес-
тностях за последние 10- 15 лет на Западе (да и в России) было
издано немало книги статей, поставлено телевизионных передач и
даже отснят не один кинофильм. К их числу может быть причислена и
лента <Вскрытие инопланетянина>, показанная широкой аудитории в
США и Великобритании в конце августа 1995 г.- повидимому, сугубо
<художественная> иллюстрация>, продукт киноиндустрии Голливуда,
навеянный текстом <меморандума Хилленкоттера>, ставшего извес-
тным в середине 80-х годов.(1) Однако сам этот меморандум отчет-
ливо показал, что механизм принятия государственных решений США
по вопросам НЛО вынесен на самый высокий уровень - на уровень Бе-
лого Дома, института президентской власти, и вследствие этого об-
стоятельства учитывает всю совокупность факторов международной и
внутренней безопасности США.
Как известно, в декабре 1969 г. США (в лице министерства авиации)
официально объявили о том, что, основываясь на результатах рабо-
ты комиссии Кондона (1966-1969 гг.), они считают нецелесообраз-
ным дальнейшее изучение феноменов НЛО на уровне американских го-
сударственных органов, поскольку феномен НЛО не представляет со-
бой ни угрозы национальной безопасности
США, ни интереса для дальнейших научных изысканий. Последней фор-
мулировкой официальные органы США прозрачно намекнули на то, что
феномена НЛО, отождествляемого в общественном сознании стереоти-
пом <межпланетных космических кораблей, пилотируемых
энлонавтами>, как такового, не существует. Решением министерства
авиации США <открытый> проект этого федерального ведомства по
изучению НЛО, известный как <Синяя книга>, осуществлявшийся с
1948 г. (первоначально как проект <Знак>), прекратил свое фун-
кционирование. Тем самым США на долгие годы избавили себя от
необходимости давать разъяснения общественности по всем фактам
наблюдения, столкновения и взаимодействия НЛО с земным человечес-
твом.
Как стало очевидным из текста <меморандума Хилленкоттера>, за
<негативным> заключением 1969 г. стояла целая система расчетов и
представлений США о специфике проявления феномена НЛО в настоя-
щее время.
Во-первых, оно, по всей видимости, базировалось на отсутствии
большого прогресса в собственно американских усилиях по овладе-
нию технологией НЛО. В противном случае появление американских
дискообразных летательных аппаратов, о чем, вероятно, было бы
официально объявлено, неизбежно привело бы к тому, что высшее по-
литическое руководство США было бы вынуждено давать свои объясне-
ния по всему комплексу соответствующих щекотливых проблем. И тог-
да наверняка <всплыли> бы и Розуэлл, и факт намеренной дезинфор-
мации американской и мировой общественности. Американскому поли-
тическому руководству вряд ли удалось бы в этом случае избежать
крупного политического скандала.
Во-вторых, не надеялись американцы и на то, что им удастся уста-
новить двусторонний, <осознанный> и дружественный контакт с пред-
ставителями внеземной цивилизации (или цивилизаций) - со всей
соответствующей атрибутикой вступления нашей планеты в галакти-
ческую эру <Великого кольца> внеземных цивилизаций (если выра-
жаться высокопарным языком научных фантастов). Опять-таки амери-
канский прогресс в соответствующих разработках наверняка поста-
вил бы высшее политическое руководство США по существу на грань
самого крупного политического кризиса за всю американскую историю.
В-третьих, в условиях <холодной войны> с СССР, шедшей в то время,
США вряд ли считали для себя правомерным поделиться со всем ми-
ром результатами научного обследования разбившихся или попавших в
их распоряжение аппаратов и тел гуманоидов - именно по соображе-
ниям интересов собственной национальной безопасности. Американцы
вполне могли исходить из того, что получив доступ к соответствую-
щей информации, другие страны, помимо СССР (например, Германия,
Япония, Китай, Индия), смогут опередить США в овладении этим ви-
дом летательной технологии.
В-четвертых, очутившись <лицом к лицу> с явно превосходящей их по
уровню развития науки и техники внеземной цивилизацией, США не
могли не опасаться того, что возможная <высадка инопланетян> на
территории США, понимаемая как <прямая агрессия> или прямое поку-
шение на американский суверенитет, могли привести к общенацио-
нальной панике, которая при определенных условиях могла бы пол-
ностью дестабилизировать основы общественного и государственного
устройства Америки. Вообще, проблема изначально <дружеских> или
<враждебных> отношений США с внеземной цивилизацией в свете неп-
роницаемой завесы секретности и дезинформации, которой США окру-
жили факт крушения НЛО под Розуэллом, возможно, является наибо-
лее острой и животрепещущей.
Если высшее политическое руководство Америки уже в конце 40-х го-
дов пришло к выводу, что следует скорее опасаться инопланетян,
чем питать к ним сентиментальные или даже любовные чувства (текст
<меморандума Хилленкоттера> скорее наводит на мысли первого
рода)(2), то в таком случае, помимо научных результатов обследо-
вания НЛО и внеземных биологических существ (ВБС), США также,
возможно, засекречивают факты столкновений и действий своих Воо-
руженных сил против представителей внеземной цивилизации, что
вообще может иметь непредсказуемые внутри - и внешнеполитические
последствия, если такие факты будут доведены до сведения амери-
канской общественности.
Короче говоря, на рубеже 70-х годов высшее политическое руковод-
ство США в своем подходе к проблематике НЛО явно отдало предпоч-
тение факторам долгосрочного плана по сравнению с краткосрочными
и сиюминутными конъюнктурными соображениями, по-видимому, исходя
из того, что если в отдаленном будущем и возникнут серьезные по-
литические осложнения, вызванные ложью и дезинформацией офи-
циального Вашингтона, то их сравнительно легко будет списать по
статье <срок давности>. (В сущности, этот расчет пока - по сос-
тоянию на середину 90-х годов - оправдывается; в частности, пре-
зидента Р. Никсона, администрация которого в конце 1969 г. приня-
ла решение об официальном <закрытии> проблемы НЛО, уже нет в жи-
вых - он скончался в 1994 г.).
За истекшие 25 лет проблема НЛО в целом ни разу не породила для
американского правительства никаких серьезных проблем, и ему ни
разу не пришлось давать объяснения ни американской, ни мировой
общественности как по существу этого феномена, так и по характе-
ру располагаемой США засекреченной информации. Исключение состав-
ляет лишь небольшой эпизод 1978 г., когда президент Д. Картер в
развитие своего предвыборного обещания раскрыть всю секретную ин-
формацию американского правительства по проблеме НЛО в случае,
если он станет президентом США, данном в мае 1976 г., обратился к
НАСА с просьбой заняться проблемой НЛО. НАСА просьбу президента
отклонило под тем предлогом, что его специалисты ничего не могут
добавить к выводам комиссии Кондона.
В первой половине 90-х годов ситуация в США претерпела серьезные
изменения, и благодаря настойчивости американских уфологов в аме-
риканском общественном мнении и средствах массовой информации по-
лучил большой резонанс <инцидент в Розуэлле> - предполагаемое
крушение НЛО с экипажем на борту. Американским уфологам также
удалась попытка лоббирования высшего законодательного органа США
- конгресса. В 1994 г. конгрессмен С. Шифф (республиканец от шта-
та НьюМексико) согласился обратиться с запросом в Главное кон-
трольно-финансовое управление при конгрессе США (ГКФУ) на пред-
мет проверки наличия у американского правительства всей имеющей-
ся информации по поводу июльских событий 1947 г. в окрестностях
Розуэлла.
На этот раз не смогло больше отмолчаться и Министерство обороны
США. В сентябре 1994 г., стремясь, по всей видимости, <перехва-
тить инициативу> и сказать свое <веское слово> по поводу круше-
ния НЛО в июле 1947 г., оно выпустило небольшое исследование пол-
ковника ВВС США Р. Вивера о <розуэлльском инциденте>(3).
В конце июля 1995 г. ГКФУ довело до сведения С. Шиффа результаты
своего достаточно длительного исследования, продолжавшегося с
марта 1994 г. по июнь 1995 г. ГКФУ познакомило его с реестрами
государственных записей в американских архивах, а также со свои-
ми запросами в Совет национальной безопасности (СНБ) при Прези-
денте США, Управление научно-технической политики Белого Дома,
Министерство обороны (МО), Министерство энергетики (МЭ), ЦРУ и
ФБР(4).
В докладе ГКФУ указывается, что источником всех последующих слу-
хов, сплетен и спекуляций о крушении НЛО под Розуэллом в июле
1947 г. явилось официальное сообщение управления по связям с об-
щественностью Розуэлльской военно-воздушной базы от 8 июля, сог-
ласно которому военнослужащим 509 авиаполка удалось подобрать в
окрестностях Розуэлла <летающий диск> необычной конструкции. На
следующий день это сообщение было опровергнуто командованием 8
авиасоединения со штаб-квартирой в городе Далласе (штат Техас).
Подобранные предметы были определены как обломки <радиолокацион-
ного зонда>. В результате своих поисков ГКФУ установило, что сог-
ласно директивам Пентагона в тот период не требовалось заполне-
ния специальных форм-рапортов о крушении воздушных шаров, метео-
зондов, ракет и большей части другой беспилотной техники. ГКФУ
установило, что в июле 1947 г. на территории штата Нью-Мексико
имели вместо 3 аварии и одна авиакатастрофа со смертельным исхо-
дом истребительной и военно-транспортной авиации, но они произош-
ли позже 8 июля и не в районе Розуэлла. Согласно информации ГКФУ,
ВВС не проводили никакого специального обследования обломков по-
добранного ими воздушного шара или метеозонда.
В своих письменных ответах на запрос ГКФУ ответственные предста-
вители СНБ, МЭ и Управления научно-технической политики Белого
Дома ответили, что в их архивах не имеется никаких записей и до-
кументов о катастрофе под Розуэллом в июле 1947 г. В мае 1995 г.
исполняющий обязанности директора ЦРУ в своем письменном ответе
ГКФУ сообщил о том, что в архивах и информационных базах данных
этого агентства не содержится информации с кодовыми словами <Ро-
зуэлл, штат Нью-Мексико>.
Министерство обороны сообщило ГКФУ, что оно не может добавить ни-
чего нового к исследованию полковника Р. Вивера от июля 1994 г.,
в котором подобранные обломки были определены скорее всего как
<обломки воздушного шара, разрабатывавшегося в рамках проекта
<Могул>>. Этот проект в тот период был сверхсекретным проектом МО
США по разработке разведывательного воздушного шара с небольшим
радаром и датчиками, предназначенными для определения возможных
ядерных испытаний в СССР. Но наиболее интересным оказался ответ
ФБР, которое информировало ГКФУ, что согласно записям и докумен-
тации этого агентства 8 июля штаб-квартира 8 авиасоединения
проинформировала представителей ФБР в городе Далласе по телефону
о том, что служащими 509 авиаполка был подобран <шестиугольный
диск>, по всей видимости, запущенный с троса с высотного метео-
зонда с радарной установкой на борту. ФБР полученной информацией
было полностью удовлетворено и дальнейших самостоятельных изыска-
ний не проводило.
Сотрудники ГКФУ посетили ряд архивов федерального правительства,
в основном МО США, и ознакомились с рядом ранее засекреченных и
недоступных материалов. Их общий вывод свелся к тому, что <отсут-
ствовал ряд записей и материалов, которые мы хотели получить; ни-
каких объяснений по этому поводу нам не было дано>. В частности,
было установлено, что отсутствуют многие материалы и данные о
личном составе военнослужащих, дислоцированных на Розуэлльской
авиабазе, в частности, военной полиции (с марта 1946 г. по де-
кабрь 1949 г.), а также все исходившие с авиабазы телеграммы,
распоряжения, доклады и отчеты за период с октября 1946 г. по де-
кабрь 1949 г. Сотрудникам ГКФУ так и не удалось установить, по
чьему распоряжению или по директиве какой организации была унич-
тожена эта документация. Однако они удовлетворились объяснениями
архивариусов МО и Министерства авиации США, которые сообщили им,
что такая практика является обычной для хранения сравнительно
старой документации различных подразделений МО США (в том числе и
других авиабаз).
Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что и в середине
90-х годов по-прежнему сохраняется в силе вся система американ-
ских расчетов, связанная с ролью долгосрочных факторов в пробле-
матике НЛО, которой США руководствовались и на рубеже 70-х годов.
По всей видимости, официальные органы США предприняли также нема-
ло целенаправленных усилий для того, чтобы <запрятать как можно
глубже> всю информацию о подлинных обстоятельствах крушения НЛО
под городом Розуэллом почти 50 лет назад. Доклады МО и ГКФУ, уви-
девшие свет в середине 90-х годов, являются также косвенным сви-
детельством того, что утечка <меморандума Хилленкоттера> в сере-
дине 80-х годов вряд ли была санкционирована официальным Вашин-
гтоном, и скорее всего явилась результатом сложного стечения об-
стоятельств, возникших, возможно, при смене научного руководства
сверхсекретного проекта США по овладению антигравитационной тех-
нологией НЛО примерно 10 лет тому назад.
(1)Вся показанная в фильме атрибугика - шестипалый гуманоид, ли-
шенный видимых половых признаков, огромная рваная рана на его
правой ноге, загадочные линзы на огромных глазах, таинственная
письменность инопланетян, содержащая как минимум четыре буквы ла-
тинского алфавита: Е, О, I, О, а также легко различимое обозначе-
ние треугольника Д , известное любому учащемуся средней школы,
равно как и <экстрасенсорные> платы управления НЛО - являются не
более чем фантастическим вымыслом режиссера-постановщика этого
фильма.
(2) Именно из текста <меморандума Хилленкоттера> стало известно о
том, что 6 декабря 1950 г. в районе американо-мексиканской грани-
цы разбился и сгорел второй аппарат типа НЛО, пролетевший <по
протяженной траектории в атмосфере>. В отличие от хорошо извес-
тного розуэлльского случая, это крушение никак не документирова-
но. Очень трудно понять, каким образом США вообще узнали об этом
крушении, учитывая сравнительно слабое развитие радарной техники
в тот период, да еще в <нестратегических> южных районах. Остает-
ся только предположить, что этот НЛО был каким-то образом сбит
ВВС в ходе столкновения с ВВС США, тем более, что сразу за этим
разделом в меморандуме следует достаточно тревожный абзац о зна-
менитом <налете> НЛО на Вашингтон летом 1952 г., который можно
истолковать как <предупредительный> по отношению именно к высше-
му политическому руководству США.
(3) Weaver R.L. Report of Air Force Research Redargin the
"Roswell Incident". Wash., July 1994, 23pp.
(4) GAO Government Records - Results Of A Search for Records
Concerning the 1947 Crash Near Roswell, New Mexico. Wash., July
28,1995.
Сайт управляется системой
uCoz