Катастрофа под Розуэллом 50 лет спустя



Альманах <Космический век>

Владимир ВАСИЛЬЕВ
Институт США и Канады РАН

                    Катастрофа под Розуэллом 50 лет спустя:
                       позиция официального Вашингтона

В июле 1947 г. над территорией США, штат Нью-Мексико,  в местечке
Корона (примерно в 130 километрах на северозапад  от  города  Ро-
зуэлла) произошло событие,  имеющее всемирно-историческое  значе-
ние для всего человечества  -  крушение  неопознанного  летающего
объекта (НЛО) с экипажем инопланетян на борту. Так по крайней ме-
ре утверждает легенда о <происшествии в Розуэлле>,  прочно  полу-
чившая <права гражданства> в американской уфологии к концу  теку-
щего столетия.

О бурных событиях в начале июля 1947 г.  в Розуэлле и его  окрес-
тностях за последние 10- 15 лет на Западе (да и  в  России)  было
издано немало книги статей,  поставлено телевизионных  передач  и
даже отснят не один кинофильм. К их числу может быть причислена и
лента <Вскрытие инопланетянина>,  показанная широкой аудитории  в
США и Великобритании в конце августа 1995 г.- повидимому,  сугубо
<художественная> иллюстрация>,  продукт киноиндустрии  Голливуда,
навеянный текстом <меморандума Хилленкоттера>,   ставшего  извес-
тным в середине 80-х годов.(1) Однако сам этот меморандум  отчет-
ливо показал,  что механизм принятия государственных решений  США
по вопросам НЛО вынесен на самый высокий уровень - на уровень Бе-
лого Дома, института президентской власти, и вследствие этого об-
стоятельства учитывает всю совокупность факторов международной  и
внутренней безопасности США.

Как известно, в декабре 1969 г. США (в лице министерства авиации)
официально объявили о том, что,  основываясь на результатах рабо-
ты комиссии Кондона (1966-1969 гг.),  они считают  нецелесообраз-
ным дальнейшее изучение феноменов НЛО на уровне американских  го-
сударственных органов,  поскольку феномен НЛО не представляет со-
бой ни угрозы национальной безопасности

США, ни интереса для дальнейших научных изысканий. Последней фор-
мулировкой официальные органы США прозрачно намекнули на то,  что
феномена НЛО,  отождествляемого в общественном сознании стереоти-
пом  <межпланетных   космических    кораблей,        пилотируемых
энлонавтами>, как такового, не существует.  Решением министерства
авиации США <открытый> проект  этого  федерального  ведомства  по
изучению НЛО,  известный как <Синяя книга>,   осуществлявшийся  с
1948 г.  (первоначально как проект <Знак>),  прекратил свое  фун-
кционирование.  Тем самым США на долгие  годы  избавили  себя  от
необходимости давать разъяснения общественности  по  всем  фактам
наблюдения, столкновения и взаимодействия НЛО с земным человечес-
твом.

Как стало очевидным из текста <меморандума  Хилленкоттера>,    за
<негативным> заключением 1969 г.  стояла целая система расчетов и
представлений США о специфике проявления феномена НЛО  в  настоя-
щее время.

Во-первых,  оно,  по всей видимости,  базировалось на  отсутствии
большого прогресса в собственно американских усилиях  по  овладе-
нию технологией НЛО. В противном  случае  появление  американских
дискообразных летательных аппаратов,  о чем,  вероятно,  было  бы
официально объявлено, неизбежно привело бы к тому, что высшее по-
литическое руководство США было бы вынуждено давать свои объясне-
ния по всему комплексу соответствующих щекотливых проблем. И тог-
да наверняка <всплыли> бы и Розуэлл,  и факт намеренной дезинфор-
мации американской и мировой общественности.  Американскому поли-
тическому руководству вряд ли удалось бы в этом  случае  избежать
крупного политического скандала.

Во-вторых, не надеялись американцы и на то,  что им удастся уста-
новить двусторонний, <осознанный> и дружественный контакт с пред-
ставителями внеземной цивилизации (или  цивилизаций)  -  со  всей
соответствующей атрибутикой вступления нашей планеты  в  галакти-
ческую эру <Великого кольца> внеземных  цивилизаций  (если  выра-
жаться высокопарным языком научных фантастов).  Опять-таки амери-
канский прогресс в соответствующих разработках  наверняка  поста-
вил бы высшее политическое руководство США по существу  на  грань
самого крупного политического кризиса за всю американскую историю.

В-третьих, в условиях <холодной войны> с СССР, шедшей в то время,
США вряд ли считали для себя правомерным поделиться со  всем  ми-
ром результатами научного обследования разбившихся или попавших в
их распоряжение аппаратов и тел гуманоидов - именно по  соображе-
ниям интересов собственной национальной безопасности.  Американцы
вполне могли исходить из того, что получив доступ к соответствую-
щей информации, другие страны,  помимо СССР (например,  Германия,
Япония, Китай, Индия),  смогут опередить США в овладении этим ви-
дом летательной технологии.

В-четвертых, очутившись <лицом к лицу> с явно превосходящей их по
уровню развития науки и техники внеземной цивилизацией,   США  не
могли не опасаться того,  что возможная <высадка инопланетян>  на
территории США, понимаемая как <прямая агрессия> или прямое поку-
шение на американский суверенитет,  могли привести  к  общенацио-
нальной панике,  которая при определенных условиях могла бы  пол-
ностью дестабилизировать основы общественного и  государственного
устройства Америки.  Вообще,  проблема изначально <дружеских> или
<враждебных> отношений США с внеземной цивилизацией в свете  неп-
роницаемой завесы секретности и дезинформации,  которой США окру-
жили факт крушения НЛО под Розуэллом,  возможно,  является наибо-
лее острой и животрепещущей.

Если высшее политическое руководство Америки уже в конце 40-х го-
дов пришло к выводу,  что следует скорее  опасаться  инопланетян,
чем питать к ним сентиментальные или даже любовные чувства (текст
<меморандума  Хилленкоттера>  скорее  наводит  на  мысли  первого
рода)(2), то в таком случае,  помимо научных результатов обследо-
вания НЛО и внеземных биологических существ (ВБС),    США  также,
возможно,  засекречивают факты столкновений и действий своих Воо-
руженных сил против представителей внеземной  цивилизации,    что
вообще может иметь непредсказуемые внутри - и  внешнеполитические
последствия,  если такие факты будут доведены до сведения  амери-
канской общественности.

Короче говоря,  на рубеже 70-х годов высшее политическое руковод-
ство США в своем подходе к проблематике НЛО явно отдало  предпоч-
тение факторам долгосрочного плана по сравнению с  краткосрочными
и сиюминутными конъюнктурными соображениями, по-видимому,  исходя
из того,  что если в отдаленном будущем и возникнут серьезные по-
литические осложнения,  вызванные  ложью  и  дезинформацией  офи-
циального Вашингтона,  то их сравнительно легко будет списать  по
статье <срок давности>. (В сущности,  этот расчет пока - по  сос-
тоянию на середину 90-х годов - оправдывается; в частности,  пре-
зидента Р. Никсона, администрация которого в конце 1969 г. приня-
ла решение об официальном <закрытии> проблемы НЛО,  уже нет в жи-
вых - он скончался в 1994 г.).

За истекшие 25 лет проблема НЛО в целом ни разу не  породила  для
американского правительства никаких серьезных проблем,  и ему  ни
разу не пришлось давать объяснения ни американской,   ни  мировой
общественности как по существу этого феномена,  так и по характе-
ру располагаемой США засекреченной информации. Исключение состав-
ляет лишь небольшой эпизод 1978 г.,  когда президент Д.  Картер в
развитие своего предвыборного обещания раскрыть всю секретную ин-
формацию американского правительства по проблеме  НЛО  в  случае,
если он станет президентом США, данном в мае 1976 г., обратился к
НАСА с просьбой заняться проблемой НЛО.  НАСА просьбу  президента
отклонило под тем предлогом,  что его специалисты ничего не могут
добавить к выводам комиссии Кондона.

В первой половине 90-х годов ситуация в США претерпела  серьезные
изменения, и благодаря настойчивости американских уфологов в аме-
риканском общественном мнении и средствах массовой информации по-
лучил большой резонанс <инцидент  в  Розуэлле>  -  предполагаемое
крушение НЛО с экипажем на борту.   Американским  уфологам  также
удалась попытка лоббирования высшего законодательного органа  США
- конгресса. В 1994 г. конгрессмен С. Шифф (республиканец от шта-
та НьюМексико) согласился обратиться с запросом  в  Главное  кон-
трольно-финансовое управление при конгрессе США (ГКФУ)  на  пред-
мет проверки наличия у американского правительства всей  имеющей-
ся информации по поводу июльских событий 1947 г.  в  окрестностях
Розуэлла.

На этот раз не смогло больше отмолчаться и  Министерство  обороны
США. В сентябре 1994 г., стремясь,  по всей видимости,  <перехва-
тить инициативу> и сказать свое <веское слово> по  поводу  круше-
ния НЛО в июле 1947 г., оно выпустило небольшое исследование пол-
ковника ВВС США Р. Вивера о <розуэлльском инциденте>(3).

В конце июля 1995 г. ГКФУ довело до сведения С.  Шиффа результаты
своего достаточно длительного исследования,    продолжавшегося  с
марта 1994 г.  по июнь 1995 г.  ГКФУ познакомило его с  реестрами
государственных записей в американских архивах,  а также со свои-
ми запросами в Совет национальной безопасности (СНБ)  при  Прези-
денте США,  Управление научно-технической политики  Белого  Дома,
Министерство обороны (МО),  Министерство энергетики (МЭ),  ЦРУ  и
ФБР(4).

В докладе ГКФУ указывается,  что источником всех последующих слу-
хов,  сплетен и спекуляций о крушении НЛО под  Розуэллом  в  июле
1947 г.  явилось официальное сообщение управления по связям с об-
щественностью Розуэлльской военно-воздушной базы от 8 июля,  сог-
ласно которому военнослужащим 509 авиаполка удалось  подобрать  в
окрестностях Розуэлла <летающий диск> необычной конструкции.   На
следующий день это сообщение было  опровергнуто  командованием  8
авиасоединения со штаб-квартирой в городе Далласе  (штат  Техас).
Подобранные предметы были определены как обломки  <радиолокацион-
ного зонда>. В результате своих поисков ГКФУ установило, что сог-
ласно директивам Пентагона в тот период не  требовалось  заполне-
ния специальных форм-рапортов о крушении воздушных шаров,  метео-
зондов,  ракет и большей части другой беспилотной техники.   ГКФУ
установило,  что в июле 1947 г.  на территории штата  Нью-Мексико
имели вместо 3 аварии и одна авиакатастрофа со смертельным  исхо-
дом истребительной и военно-транспортной авиации, но они произош-
ли позже 8 июля и не в районе Розуэлла. Согласно информации ГКФУ,
ВВС не проводили никакого специального обследования обломков  по-
добранного ими воздушного шара или метеозонда.

В своих письменных ответах на запрос ГКФУ ответственные  предста-
вители СНБ,  МЭ и Управления научно-технической  политики  Белого
Дома ответили,  что в их архивах не имеется никаких записей и до-
кументов о катастрофе под Розуэллом в июле 1947 г.  В мае 1995 г.
исполняющий обязанности директора ЦРУ в своем  письменном  ответе
ГКФУ сообщил о том,  что в архивах и информационных базах  данных
этого агентства не содержится информации с кодовыми словами  <Ро-
зуэлл, штат Нью-Мексико>.

Министерство обороны сообщило ГКФУ, что оно не может добавить ни-
чего нового к исследованию полковника Р.  Вивера от июля 1994 г.,
в котором подобранные обломки были определены  скорее  всего  как
<обломки воздушного шара,  разрабатывавшегося  в  рамках  проекта
<Могул>>. Этот проект в тот период был сверхсекретным проектом МО
США по разработке разведывательного воздушного шара  с  небольшим
радаром и датчиками,  предназначенными для определения  возможных
ядерных испытаний в СССР.  Но наиболее интересным оказался  ответ
ФБР, которое информировало ГКФУ,  что согласно записям и докумен-
тации этого  агентства  8  июля  штаб-квартира  8  авиасоединения
проинформировала представителей ФБР в городе Далласе по  телефону
о том,  что служащими 509 авиаполка был  подобран  <шестиугольный
диск>,  по всей видимости,  запущенный с троса с высотного метео-
зонда с радарной установкой на борту.  ФБР полученной информацией
было полностью удовлетворено и дальнейших самостоятельных изыска-
ний не проводило.

Сотрудники ГКФУ посетили ряд архивов федерального  правительства,
в основном МО США,  и ознакомились с рядом ранее засекреченных  и
недоступных материалов. Их общий вывод свелся к тому, что <отсут-
ствовал ряд записей и материалов, которые мы хотели получить; ни-
каких объяснений по этому поводу нам не было дано>.  В частности,
было установлено,  что отсутствуют многие материалы  и  данные  о
личном составе военнослужащих,  дислоцированных  на  Розуэлльской
авиабазе,  в частности,  военной полиции (с марта 1946 г.  по де-
кабрь 1949 г.),  а также все исходившие  с  авиабазы  телеграммы,
распоряжения, доклады и отчеты за период с октября 1946 г. по де-
кабрь 1949 г.  Сотрудникам ГКФУ так и не удалось установить,   по
чьему распоряжению или по директиве какой организации была  унич-
тожена эта документация.  Однако они удовлетворились объяснениями
архивариусов МО и Министерства авиации США,  которые сообщили им,
что такая практика является  обычной  для  хранения  сравнительно
старой документации различных подразделений МО США (в том числе и
других авиабаз).

Таким образом, можно сделать общий вывод о том,  что и в середине
90-х годов по-прежнему сохраняется в силе вся  система  американ-
ских расчетов,  связанная с ролью долгосрочных факторов в пробле-
матике НЛО, которой США руководствовались и на рубеже 70-х годов.
По всей видимости, официальные органы США предприняли также нема-
ло целенаправленных усилий для того,  чтобы <запрятать как  можно
глубже> всю информацию о подлинных обстоятельствах  крушения  НЛО
под городом Розуэллом почти 50 лет назад. Доклады МО и ГКФУ, уви-
девшие свет в середине 90-х годов,  являются также косвенным сви-
детельством того,  что утечка <меморандума Хилленкоттера> в сере-
дине 80-х годов вряд ли была санкционирована  официальным  Вашин-
гтоном,  и скорее всего явилась результатом сложного стечения об-
стоятельств, возникших, возможно,  при смене научного руководства
сверхсекретного проекта США по овладению антигравитационной  тех-
нологией НЛО примерно 10 лет тому назад.



(1)Вся показанная в фильме атрибугика - шестипалый гуманоид,  ли-
шенный видимых половых признаков,  огромная рваная  рана  на  его
правой ноге,  загадочные линзы на огромных глазах,   таинственная
письменность инопланетян, содержащая как минимум четыре буквы ла-
тинского алфавита: Е, О, I, О, а также легко различимое обозначе-
ние треугольника Д ,  известное любому учащемуся  средней  школы,
равно как и <экстрасенсорные> платы управления НЛО - являются  не
более чем фантастическим  вымыслом  режиссера-постановщика  этого
фильма.

(2) Именно из текста <меморандума Хилленкоттера> стало известно о
том, что 6 декабря 1950 г. в районе американо-мексиканской грани-
цы разбился и сгорел второй аппарат типа НЛО,    пролетевший  <по
протяженной траектории в атмосфере>.  В отличие от хорошо  извес-
тного розуэлльского случая,  это крушение никак не документирова-
но. Очень трудно понять,  каким образом США вообще узнали об этом
крушении,  учитывая сравнительно слабое развитие радарной техники
в тот период, да еще в <нестратегических> южных районах.  Остает-
ся только предположить,  что этот НЛО был каким-то  образом  сбит
ВВС в ходе столкновения с ВВС США,  тем более,  что сразу за этим
разделом в меморандуме следует достаточно тревожный абзац о  зна-
менитом <налете> НЛО на Вашингтон летом 1952 г.,   который  можно
истолковать как <предупредительный> по отношению именно к  высше-
му политическому руководству США.

(3) Weaver  R.L. Report  of  Air  Force  Research  Redargin  the
"Roswell Incident". Wash., July 1994, 23pp.

(4) GAO Government Records - Results  Of  A  Search  for  Records
Concerning the 1947 Crash Near Roswell, New Mexico.  Wash.,  July
28,1995.
Сайт управляется системой uCoz