апрель 1998 года Вертолет сделал широкий осторожный круг над ущельем и медленно, за- валиваясь на правый бок, пошел вниз. Разрывая лопастями низкие куче- вые облачка, машина спускалась все ниже и ниже, пытаясь отыскать на заснеженных камнях ровную площадку. Камуфляжная трехцветная окраска делала его хороо заметным в этом черно-белом мире. Пилот поправил шлемофон и обернулся к своим пассажирам. Майор в форме пограничника кивнул и махнул рукой - "Здесь!" Его спутник, ут- кнувшийся носом в иллюминатор, оторвал взгляд от земли, вытащил из кармана смятый листок бумаги, что-то сверил с картой и тоже кивнул. В утренней дымке показалось ущелье. От неожиданности пилот качнул вертолет - на ровной, словно заасфальтированной площадке, лежал Объект. Здоровенный "дирижабль" более полукилометра длиной, разломлен- ный взрывом на две части. Майор взглянул на своих спутников: "Это он?" Человек с бумажкой в руке снова кивнул: "Это и есть наше НЛО!.." * * * Я нe видел Эмиля почти два месяца, и его визит ко мне домой в нача- ле мая был совершенной неожиданностью. Поти с порога он ошарашил меня новостью: "Николай, я побывал на месте катастрофы НЛО!" Более чем де- тективная история, предшествовавшая этой экспедиции заслуживает от- дельной большой статьи. Тем не менее, Эмилю удалось заполучить на нес- колько часов вертолет ВВС и увидеть то, о чем он до этого только слы- шал от директора Казахского отделения САККУФОН Г.Г. Свечкова. "Фотографии! Где фотографии?" - возопил я. Эмиль лишь горестно всплеснул руками - "Не получилось, пленка полностью засвечена..." Этот поразительный эффект, приводящий в восторг скептиков НЛО, известен уфологам, но от этого не легче... Опять нет доказательств, только ри- сунок Эмиля, на котором он наскоро набросал внешний вид аппарата, да странные ожоги на руках. Включаю диктофон... * * * В 04.42 (местное время) 28.08.1991 г. радиолокационная станция сле- жения на полуострове Мангышлак засекла очень крупный объект, появив- шийся "ниоткуда" почти в центре экранов. По засечке объект имел в дли- ну 600 метров и диаметр 110 метров. Объект шел несколько северо-западнее станции над Каспийским морем с запада на восток в эшелоне 6600 метров с равномерной крейсерской ско- ростью 960 км/час. На запросы: "Свой - чужой" не отвечал. Опытные операторы сразу заподозрили, что имеют дело с НРМ (неотож- дествленной раданой мишенью, т.е., вероятно, с НЛО). Через четыре минуты в 04.46 они все же запросили космодром Капус- тин Яр не произведен ли там внеплановый экстренный запуск чего-нибудь. С Капустина Яра сразу же ответили: "Нет, но наша РЛС тоже наблюдает этот оъект". Как полагается эта информация оперативно поступила в штаб Закаспий- ской зоны ПВО и к объекту были направлены: звено из двух МИГ-29, нахо- дившихся в патрульном полете южнее г. Шевченко и еще одно звено из двух патрульных МИГов было поднято с космодрома К. Пилотам была поставлена боевая задача: идентифицировать объект, ес- ли он явно техногенный - посадить его на запасной аэродром в К., а в случае неповиновния открыть огонь на поражение и уничтожить. Расчет- ной точкой перехвата было выбрано западное побережье Аральского моря. Встреча состоялась в точно расчитанное время в 05.12. Летчики наб- людали объект визуально и на экранах радаров, на новую серию запросов "Свой - чужой" и на команду снижаться и идти за ведущим самолетом объект никак не отреагировал. Выглядел он как гигантский дирижабль без каких-либо выступающих де- талей, тускло блестевший на солнце, неосвещенная солнцем поверхность выглядела как из серой нержавейки. В головной части объекта с каждого борта располагались по два круглых "иллюминатора" диаметром в 1/6 высоты. Объект никаких враждебных действий не предпринимал. Командир группы запросил штаб и предложил зайти двум исстребителям по бокам объекта как можно ближе, дать предупредительные очереди из пушек па- раллельное его курсу и зажав таким образом, начать его снижать. План был одобрен, и в 05.14 одно звено осуществило этот маневр, подойдя к объекту на 800 метров с двух сторон. С такого расстояния оба пилота успели рассмотреть некие зеленые знаки в хвостовой части судна. Операция по перехвату "дирижабля" закончилась очень быстро. При по- пытке открыть огонь отказали системы вооружения всех исстребителей, при подходе к объекту на расстояние 600-500 метров начались перебои в работе двигателей, забарахлили все приборы. Сам же объект, сделав нес- колько коротких зигзагообразных маневров в горизонте и вертикали, на- чал стремительно увеличивать скорость до 3200, потом 5400 и 6800 км/час за 2-3 минуты. Совпадают данные радарных определений нес- кольких станций слежения (Байконур, Алма-Ата, Бишкек и др.) Преследование было прекращено т.к. объект продолжал идти в общем направлении на восток с небольшим снижением до высоты 4500 метров, че- рез алмаатинскуюё воздушную зону. Диспетчеры передали предупреждение всем бортам ГВФ и ВВС об опасности столкновения с гигантским НЛО, но этого не случилось. В 05.27 объкт исчез из поля зрения всех РЛС на высоте 4400 в райо- не озера Исык-Куль... На этом в общем-то рядовая уфологическая история, однако, не закон- чилась... В конце сентября 1991 года в правление САККУФОН (г. Бишкек) просо- чилась информация, что в горах, восточнее г. Прежевальск (ныне г. Ка- ракол) потерпел аварию крупный НЛО. Наши коллеги оперативно организо- вали поисковую группу и она отправилась в район катастрофы в верховья р. Сары Джаз, к урочищу Шайтан Мазар (Могила Дьявола). Обратите внима- ние на это название! Это совпадение вряд ли случайно! Эта местность издавна пользовалась дурной славой у местных жителей. Первая поисковая группа провела в горах более 15 дней, но пройти к месту катастрофы не смогла, хотя была укомплектована достаточно сильными поисковиками, в том числе альпинистами. В горах прошли обильные ранние снегопады, пробиться в этот район через последний пе- ревал не удалось, а при попытке прохода по долине Сары Джаз группа не прошла через лавиноопасные участки. 21 октября они вернулись в Бишкек, несколько человек имели мелкие травмы и обморожения. Руоководил груп- пой директор САККУФОН М. Ельцин. Одновременно в САККУФОН и в его Казахский филиал поступила офи- циально закрытая информация, что при попытке снятия и транспортировки объект из этого района разбился транспортный вертолет ВВС, имелись че- ловеческие жертвы. САККУФОНовцы начали тщательно готовить широкомасштабную экспедицию, которая началась в июне 1992 года. В экспедиции имелись три группы, которые должны были меняться че- рез две недели работы в горах.Участники знали о большой опасности на- хождения в непосредственной близости от объекта, все они прошли спе- циальную подготовку и инструктаж, дали подписку о том, что они (каж- дый) действуют абсолютно добровольно. Все участники имели хорошую фи- зическую и морально-психологическую подготовку, владели навыками альпинизма, были специалистами в различных областях знаний, прошли пси-тех тестировки на совместимость, адекватность реакции в сверхэк- стремальных ситуациях и т.д. Экспедиция была оснащена приборами, фото-, кино-, и видеоаппарату- рой, имела хорошую альпинистскую экипировку. Руководил экспедицией Г.Г. Свечков, майор в отставке, директор Ка- захского отделения САККУФОН. Первая группа прибыла к месту событий 12.06.1992 года. Начали с разбивки базового лагеря на ровной площадке в 2.5 км ССЗ от места ка- тастрофы на северном склоне хребта, закрывающего базу от точки места воздействия НЛО. Уже первая рекогносцировка за этот хребет дала очень многое. Объект находился "на месте", явно не в аварийном состоянии, разорванный напо- полам, на довольно ровной площадке по другую сторону безымянного хреб- та. Сразу же было установлено мощнейшее поражающее действие объекта. На удалении 800 метров и ближе всех охватило чувство страха, потом и деп- рессии, вялости, усталости, волосы вставали дыбом, хотя электрометры фиксировали незначительные "избытки" статического электричества. Еще более странно вели себя магнитометры и все другие магнитные приборы. Тропа от базового лагеря выходила на перевал в 1500 м от объекта, с этой точки он был хорошо виден и отсюда начинало сказы- ваться его возмущающее воздействие. Уже первые попытки взять с этой точки азимутальную засечку на объект дали разнобой замеров компасами различных конструкций. Два высокоточных теодолита были взяты с целью определения размеров объекта методом засечек, но и из этой затеи ничего не вышло. Как только приборы оказывались в прямой видимости объекта на гребне хреб- та или на его южном склоне на удалении 1500, 1200, 800 м, то их маг- нитные стрелки моментально занимали положение "вдоль объекта", показы- вая направление "север-юг", хотя истинное положение объекта было "за- пад-восток". То же самое происходило и со стрлками компасов всех ти- пов напротив объекта (удаления те же). Странным было и то, что эти по- ложения стрелки занимали скачкообразно, без длительных колебаний. Магнитометры вели себя еще более странно. В точке выхода троппа на перевал (базовая точка наблюдений "А") они начинали показывать почти полное отсутствие магнитной напряженности при очень слабом значении вертикальной составляющей (10-12%) от фонового значения вертикальной составляющей "видимости" объекта и от того же значения в районе базы экспедиции (бапзовая точка наблюдений "Б"). Постепенное проведение магнитометрической съемки выявило форму и характер аномалии, созданной объектом. На удалении 800-820 метров от него магнитное поле полностью отсутствовало! И по горизонтальной и по вертикальной составляющим. Абсолютно размагниченными оказались даже образцы горных пород, отобранные на удалении 800-600-400 м от объекта (ближе к нему никто не подходил, таково было решение членов экспеди- ции). Вопрос о тоом, чем вызван этот размагничивающий эффект остаетя от- крытым, но несомненно, что на это нужно затратить колоссальное коли- чество энергии. Полностью размагнитить в земных условиях такие породы как диорит, габбро, роговообманковый пироксенит, содержащие большое количество магнитных минералов, в том числе магнетита, не представ- ляется возможным. Форма "антимагнитной" аномалии, созданной объектом, - правильный эллипс длиной 2230 м и шириной (через центр объекта) 1700 м. Южная часть эллипса разомкнута, т.к. в 400 м от него к югу находится про- пасть в долину ручья. В первый же день работы экпедиции была зафиксирована и сильнейшая хромальная аномалия, контуры которой также эллипсовидные, но размеры ее больше и даже переходят через хребет на северный склон напротив объекта, т.е. распространяются за пределы его визуальной видимости. В зоне радиусом 2-2.2 км начинало отмечаться отставание в ходе механи- ческих хронометров и замедление (снижение) числа колебаний кварцевых генераторов. Вс электронные час, побывавшие в зоне прямой видимости НЛО на удалении 1.5-1.2 км вышли из строя (сброс на "0") и не восста- новились вне зоны действия. Разброс в показаниях хронометров различных марок в термостатирован- ных ящиках составил от минус 34 мин 20 сек до 41 мин 44.3 сек за сут- ки. Наборка из шести механических часов в аналогичной упаковке дала разброс отставания от минус 20 час 13 мин 45 сек до 21 час 01 мин 20 сек за сутки. Термостаты с часами и хронометрами располагались рядом с объектом на удалении примерно 450 м от объекта. Вторая группа исследователей через неделю повторила этот экспери- мент на других наборках часов и хронометров в той же точке, продлив время эксперимента до 5 суток с жедневными замерами. Получены сопоста- вимые результаты за первые сутки, затем наблюдалось снижение отстава- ния всех часов и хронометров, но с неким "кумулятивным" эффектом, вы- ражающимся в приросте отставания только на 10-15% в сутки от величины отставания за первые сутки эксперимента. Этот результат не противоречит данным наблюдений на других хро- нальных аномалиях, образованных НЛО: Беломорье, Подрезково, Зона М, Ходыженск. Попытки провести замеры спарками: кварцевый генератор-час- тотомер в зоне прямой видимости объекта (удаление 800-850 м) привели к выходу из строя всех установок. Блок питания находился за хребтом, вся проводка была тщательно проверена, установки оттарированы и термоста- тированы на месте. Все было сделано по инструкции... Но, как только было включено питание, генератор в зоне сгорел мгно- венно, а частотомер в точке наблюдения "успел выскочить" за минимум шкалы колебаний и также вышел из строя. Подробное описание внешнего вида объекта я приведу несколько ниже, по собственным данным (20.04.98 г.), что же касается причин катастро- фы, то мое мнение совпадает с мнением участников экспедиции 1992 г. Объект на большой скорости задел нижней частью фюзеляжа за выступ скальных пород в 1700 м от своего теперешнего местонахождения. Затем он уже скользил по довольно ровной, почти горизонтальной площщадке, но это же - крепкие скальные породы. Взрыв же, приведший к разламыванию объекта на две почти равные части, произошел скорее всего после его остановки или в ее момент. Взрыв произошел внутри центральной части судна, о чем свиде- тельствует характер повреждений. Обшивка и продольные несущие детали - шпангоуты дирижабля буквально вывернуты наизнанку, между обломками судна отчетливо видна неглубокая воронка, а по ее краям выброшены до- вольно крупные куски скальных пород, как от взрыва "накладного" заряда. Вмятины и трещины в носовой части корпуса корабля получены при столкновении с выступающей почти на 20 м над ровной площадкой дайкой роговообманкового пироксенита, в которой сейчас наблюдается круглое углубление шириной более 20 м и высотой в центре 4.5 м. За этой точ- кой (20 м к востоку) начинается дорожка следа скольжения объекта по скальной поверхности шириной более 40 м. Трещины в левом борту кормовой части фюзелляжа, расположенные вер- тикально на высоте примерно 1/3 высоты корпуса "дирижабля", возможно получены при столкновении (пробивании скалы), но не исключено, что они могли образоваться и при взрыве судна. Но самое странное - это символы зеленого цвета, нанесенные на хвос- товой части объекта и кольца темного цвета, опоясывающие корму. Воз- можно кольца являются частью двигательной установки. В проломе отчетливо видны палубы и несущие конструкции... Входила ли посадка "по-самолетному" в данной точке в планы экипажа НЛО или в программу его бортового штурманского компьютера? Этот воп- рос останется загадкой, может быть, навсегда... август 1998 года Почти три месяца мы собирали дополнительную информацию, искали деньги на экспедицию, даже заказывали спутниковые фотографии урочища Шайтан-Мазар. Выдвигались самые невероятные гипотезы происшедшего - от катастро- фы дирижабля с атомным двигателем до неудачного запуска научного моду- ля новой международной орбитальной станции. Собираем рюкзаки и аппаратуру. Путь предстоит неблизкий: из Москвы "Боингом-747" в Алматы, далее Бишкек, Прежевальск (Каракол) и, нако- нец, - Могила Дьявола (Шайтан Мазар). Впереди ждет встреча с неведо- мым... "Секретные исследования", Nо 6/98